Интересное чтение для души и настроения

Исцеление десяти прокажённых (I)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В конце сегодняшнего евангельского чтения, которое всё посвящено благодарности, есть короткие слова Христовы: Исцелилось десять прокаженных — а где же девять? Как не нашли они в себе теплоты сердечной, благодарности, чтобы воздать славу Богу? Как это так, что единственный, кто вернулся ко Христу прославить Бога и поблагодарить Его, это иноплеменник, чужой человек?

Нам кажется это таким странным — а вместе с этим, разве не это происходит всё время, всё время и в нашей личной, и общественной, и церковной жизни? Как редко мы умеем благодарить; о, просить мы умеем, ожидать помощи, внимания, ласки — умеем! Жаловаться на то, что она нам не дана тогда, когда нам хочется ее иметь — мы умеем. Но когда Бог или человек окажет нам внимание, мы это принимаем как должное; когда Бог или человек окажет нам милость, мы на нее радуемся, мы ее берем, иногда ненадолго бережем — но благодарить забываем: разве не на то Бог существует, чтобы о нас заботиться? Разве не на то мой ближний существует, чтобы он меня не забыл?

Нет — не на то!..

И мы проходим мимо каждого случая, от которого наша душа могла бы загореться радостью, стать счастливой, благодарной.

Бывает и другое, то именно, о чем говорит Христос: свои не благодарят, свои всё принимают как должное; благодарят трепетно, с изумлением, чужие... В данном случае, вероятно, это был самарянин, один из тех людей, который не только был прокаженный, больной, отверженный людьми, страхом для людей из-за заразной своей болезни, но такой человек, который и по рождению своему был для всякого израильтянина чужим; к нему не прикасались, от него отворачивались. И для него то, что Христос оказал ему милость, было не только чудом исцеления — это было чудом и другого рода: он вдруг обнаружил, что для Бога чужих нет, что хоть люди могут от него отвернуться, его не признавать за своего — Богу он свой, родной, никакие границы, никакие пределы и преграды не стоят между ним и Богом. И он вернулся; он вернулся в своей радости и благодарности, потому что он не только был исцелен: для него это было откровение любви, откровение о Боге.

Как часто бывает так и в нашей среде; человек, который себя чувствует и считает еще чужим, не своим в нашей среде, получает какие-то знаки внимания, теплоты, ласки — и как он радуется тому! Он радуется, что ему блеснуло мгновение молитвы, что человек ему улыбнулся, что его поздравили с причащением, что его заметили — и всё для него чудо; самая малая милость, или человеческая, или Божеская, для него — чудо, радость и случай благодарить чуть ли не со слезами, трепетно, потрясенно. А потом человек делается своим, он входит в наше общество, и тогда — как жутко видеть, что вместо того, чтобы радоваться на каждую мелочь, считать, что каждая крупица любви, молитвы, внимания, благодати — это чудо и ликование, человек всё начинает принимать за должное и уже начинает считать и Бога, и людей своими должниками.

Благодарить — нет! Ему всё мало. То, что когда-то было так дивно, редко, неслыханно, теперь стало для него обычным, на это он «имеет право», это его собственное — а ему нужно новое, другое, еще, и еще; и разгорается жадность. Духовная жадность, душевная жадность; и благодарение гаснет, как гаснет радость, как гаснет изумление о том, что бывают такие чудеса, что меня кто-то заметит, что меня заметит Бог, что вдруг оказывается, что я ни Богу, ни людям не чужой, в свой.

Подумаем над этим; это ужас, перед которым я стою всё время! Чужой человек — всему рад, свой — ничем не удовлетворен. Как это страшно! Когда это относится к нам, людям, то можно сказать: да — мы не долюбили, мы не проявили достаточно внимания, тепла, ласки, понимания; но когда это к Богу относится — разве это не уродство! Подумаем об этом; и научимся благодарить; и если только мы научимся каждую самую малую долю радости принять в сердце, сделать ее предметом благодарения и ликования, тогда наша жизнь станет действительно вся искриться радостью, станет прекрасной. Каждый из нас станет для другого источником радости и причиной благодарения. И тогда мы не будем жаловаться, что всё, всё, всё нам мало: каждое слово, взгляд, движение, от Бога или от человека, будет для нас явлением, признаком того, что мы свои, а большей радости чем эта — нет.

Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний.

 

Читайте также:

Дополнительная навигация: