Интересное чтение для души и настроения

Бестемьян Смутьянович Букин

Из серии «Живут же люди!»

Бестемьян Смутьянович Букин (1638–1682),
знаменитый русский разбойник,
предводитель крестьянского восстания

Это было в те стародавние времена, когда в Волге ещё водились двухметровые княжны с огромными грудями. В семье беглого крестьянина и оставшейся с шестью детьми одинокой крестьянки родился выдающийся русский разбойник и грабитель Бестемьян Букин. Отца его, Смутьяна Букина, вскоре поймали и пинками вернули в семью.

Маленький Беся, как и все младенцы, тащил пальцы в рот, но, затащив, оглушительно свистел лихим разбойничьим посвистом. Свистеть он научился гораздо раньше, чем говорить. И уже тогда, будучи совсем крохотным мальчонкой, он легко отбирал мамкину титьку у папки.

Среди ровесников Бестемьяшка с детства был заводилой. Пойдут ли мальчишки прыгать с обрыва — он первый, а после него уж никто — страшно! Став чуть постарше, Бестемьян не раз переплевывал Волгу.

Сверстники уважали Бестика, но настоящими кумирами крестьянских пацанов в то время были, конечно же, мужественные каторжники с вырванными ноздрями.

Но не все в детстве Бестемьяши было безоблачно. На первых порах очень тяжело ему давались бабы. Однако уже к шешнадцати годам юноша полностью овладел ими. И это не удивительно: высокий, молодой, но уже статный казак с серьгой в правом ухе и серьгами в нижней губе, сосках, пупе и ноздрях, безусловно, не мог не нравиться женщинам.

Как и многим его бедным ровесникам, пришлось Бестемьяну побатрачить у зажиточного казака. Хозяин глумился над неокрепшим юношей, заставляя его работать. На третий день Беся не стерпел издевательств и побоев и все-таки начал работать.

Еще через день Бестемьяшка убежал от хозяина-изверга и прибился к кочевым башкирам, от которых еле отбился и ушел в леса, где сколотил разбойничью шайку.

Чтобы как-то снискать себе на приличную жизнь в дремучем лесу, разбойникам приходилось грабить, убивать. А как иначе? Не будешь грабить — с голоду помрешь, или комары сожрут.

Чтобы разбойники не простужались и не болели в суровые зимы, молодой атаман собственноручно вырвал всем членам шайки гланды. Женщин в шайку не принимали по половым признакам. Отбор был очень строгим.

Обычно разбойники прятались за кустами вдоль дорог или рек, потом внезапно нападали на проезжих купцов и крупно штрафовали их за превышение скорости при езде на верблюдах или бурлаках.

Обычно банда Букина грабила богатых и наделяла бедных. Но случались и промашки. Так, однажды оказалось, что три бочонка золота, два возу шелка и пятьдесят пудов соли, которые Бестемьян со товарищи отнял у обоза, принадлежат по накладным некоему юродивому Николке Слюнявому.

Однажды Бестемьян даже рискнул напасть на Суздальский монастырь, но, получив кадилом по голове, стал человеком богобоязненным и кадилобоязненным.

Время шло, и шайка Бестемьяна становилась всё более многочисленной. Крестьяне с радостью убегали от своих хозяев к Букину, поскольку дома крестьянам за работу ничего не платили (как сейчас учителям и врачам), а у головорезов было по крайней мере весело. После удачного разбоя шайка отправлялась гулять на челне по Волге. Разбойники веселились кто как мог — кто пел разбойничьи песни, кто рисовал разбойничьи рисунки, кто веселился, перегнувшись через борт. Вокруг мачты для бандитов танцевала персидская княжна.

Тон всеобщего веселья задавал, конечно же, атаман, который пил как былинный богатырь Алеша Пропоич. Когда же Бестемьян Смутьянович засыпал, его ближайшие соратники использовали этот момент и тоже засыпали, отдыхая от своего буйного предводителя.

Впрочем, иногда неистовый главарь отдавал предпочтение нешумным трезвым развлечениям — уединялся с отнятым у какого-то заезжего итальянца мольбертом на берегу Волги или Яика. На букинских этюдах и картинах Волга предстает перед зрителем в виде широкой синей полосы.

Однако, вскоре и живопись и изысканные оргии наскучили Бестемьяну Смутьяновичу, и он решил отправиться завоевывать столицу России. «Вот сяду орлом на царском троне!..» — нередко говаривал он соратникам. Таким образом, уже с первых шагов своего восстания Букин поднял планку очень высоко.

Прослышав о дерзком намерении безвестного провинциального атамана, императрица Екатерина II послала ему царский подарок — кандалы из чистого чугуна. А сама тайком направила на усмирение бунта свои лучшие полки. Однако разбойники ограбили и их, отняв дорогие доспехи и оружие.

Разбойничья шайка Букина стремительно превращалась в настоящее войско. В его рядах становилось все больше беглых каторжников, дворян, собак, коней. От беглых каторжников пошла у разбойников мода делать себе на лбу клеймо с какой-нибудь надписью или рисунком. Командовать этой разношерстной толпой Бестемьяну Смутьяновичу помогал его верный соратник-башкир Сервелат Шалтаев.

Уральские заводы, измученные гнетом Демидовых да Строгановых, перешли на сторону восставших. Рабочие с уральских заводов охотно предоставляли пушки для армии Букина в обмен на персидскую «дурь». Почуяв неладное, Демидовы да Строгановы тут же немного ослабили гнет. На заводах начались волнения.

Конечно, не все безграмотные крестьяне сразу могли понять вольнолюбивый характер восстания. Таким приходилось подолгу доказывать свою правоту кулаком в рожу. (Кулак у Бестемьяна был будь здоров — однажды ударом кулака он до смерти напугал здоровенного быка.)

В бою храбрость Бестемьяна Смутьяновича граничила с безрассудством. Он знал об этом, и поэтому перед боем предупреждал соратников, чтобы в бою они ни в коем случае не исполняли его приказаний.

Итак, войско Букина двинулось на Москву, захватывая один километр за другим. Девки да бабы, измученные однообразным гнетом мужей, по ночам потихоньку открывали восставшим ворота осажденных городов. Если попавшаяся на пути крепость не сдавалась, Бестемьян досаждал коменданту крепости глупыми письмами до тех пор, пока тот не сдавался.

Помещичьи усадьбы Букин жег, не умея найти им достойного употребления.

Характерно, что даже после многих громких побед Бестемьян Смутьянович не возгордился, а остался простым и доступным каждому душегубом. Тем не менее, дисциплину в своей армии Букин установил довольно жёсткую. Изменникам он, как правило, отрезал уши, носы, отрубал пальцы, руки, ноги и отпускал или убивал. Но предатели понимали, что это была никакая не жестокость, а суровая необходимость. Такое было тогда время, и никто на атамана Бестемьяна не обижался.

Тем более, что бунтовщики были уже почти у самой цели своего восстания — оставалось взять Москву. Однако, на подступах к Москве армия Букина неожиданно наткнулась на превосходящую её по размерам канаву и в замешательстве остановилась. В суматохе и неразберихе возник стихийный пир.

Государыня императрица решила воспользоваться удачным моментом и послала еще одно войско на бунтовщиков. Но в стане Букина тоже не дремали. Там, как мы уже знаем, пили водку, плясали и орали песни…

Таким образом, можно сказать, что восстание под предводительством Бестемьяна Букина захлебнулось в вине…

* * *

… Закованного в кандалы Бестемьяна Букина в клетке провезли по всей столице, ненадолго завезли к Государыне в опочивальню, а уж затем, оборванного и измождённого, — прямиком к месту казни.

Когда Бестемьяну отрубили голову, голова скатилась с плахи на помост, с помоста на ступеньку, со ступеньки на дорогу — только её и видели! Катится голова по лесу, а навстречу ей заинька… Впрочем, мы отвлеклись.

Итак, талантливый атаман, выдающийся русский разбойник Бестемьян Смутьянович Букин погиб в возрасте 44 лет, при росте полторы сажени, весе шесть пудов, размере обуви 43 и обхвате груди 122 см. Слава героям!


Красная Бурда.

© 1999

Читайте также:

Дополнительная навигация: